Каспийское море - один из регионов мира, который не получает должного внимания. Однако крупнейший в мире внутренний водоем находится в самом сердце Евразии, а потому является важным по определению. К такому выводу приходит Аrab News в статье Caspian deal could change Europe’s energy landscape. Каспийский регион расположен между двумя наиболее энергоемкими рынками мира - Европой и Азией. Это зачастую упускаются из виду, но многие глобальные геополитические вызовы сосредоточены в этом регионе: набирающая мощь Россия, осмелевший Иран, замороженные конфликты, развивающийся Китай…
Каспийский регион является важнейшим географическим и культурным перекрестком, связывающим Европу и Азию, стратегически важным по военным и экономическим причинам на протяжении многих столетий. Поэтому недавняя новость о том, что пять прикаспийских стран (Россия, Азербайджан, Иран, Туркменистан и Казахстан) пришли к предварительному соглашению о об использовании ресурсов Каспийского моря, так важна. Это соглашение призвано урегулировать спор о правовом статусе Каспия. В юридическом отношении это море или озеро? Стороннему наблюдателю подобный спор может показаться тривиальным, но в зависимости от результата он может иметь серьезные последствия для экономики, безопасности и политики в регионе и за его пределами. Соглашение также создаст условия для строительства Транскаспийского трубопровода - на что давно надеются Туркменистан и Европа, и то, чего Россия и Иран до недавнего времени стремились избежать.
Если будет решено, что Каспий - море, тогда вопрос владения морским дном будет основываться на протяженности береговой линии каждой страны. Если же Каспий - озеро, то дно будет равномерно распределено между всеми прибрежными государствами.
Согласно проекту соглашения, Каспий – море. Это дает право прокладывать трубопроводы по дну; а каждое прикаспийское государство сможет контролировать 15 морских миль от своей береговой линии. Кроме того, это дает исключительное право на рыболовство в зоне шириной 10 морских миль, прилегающей к территориальным водам и запрещает присутствие на Каспии вооруженных сил нескаспийских государств.
Для Азербайджана, Казахстана и Туркменистана положение о трубопроводах является наиболее важным. Для России и Ирана, обеспокоенных возможным внешним военным присутствием на Каспии со стороны США, последний пункт имеет особое значение.
Различные геополитические цели прикаспийских стран сделали процесс определения статуса затяжным. Споры о статусе Каспия продолжаются с момента распада Советского Союза. До того времени Каспий был разделен между Советским Союзом и Ираном. Переговоры по разрешению этого спора продолжаются уже в течение последних 22 лет.
Позиция Ирана, как прикаспийской страны с самой короткой береговой линией, проста – Тегеран считает Каспий озером, используя договоры, подписанные с Советским Союзом еще в 1921 и 1940 годах. Однако ни один из них не определяет принципы владения морским дном.
В последнее время позиции Ирана в этом вопросе были довольно слабыми. Его экономика все еще приходит в себя от последствий санкций после выхода США из ядерной сделки; с каждым месяцем Иран все глубже втягивается в войны в Йемене и Сирии; в то же время продолжаются экономические протесты в стране. Сейчас Тегеран больше обеспокоен проблемами, не связанными с правовым статусом Каспия.
Три бывших советских государства - Азербайджан, Туркменистан и Казахстан - рассматривают Каспий как море и, следовательно, требуют, чтобы дно было разделено согласно протяженности береговой линии.
Позиция России по владению морским дном непроста. МИД России считает Каспий озером, поскольку такая позиция – лучший способ сохранить доминирующую геополитическую роль России в регионе.
С другой стороны, министерство энергетики и российские нефтегазовые компании выступает за признание Каспия морем, поскольку такое решение позволит российским компаниям конкурировать в получении более выгодных контрактов.
Такая позиция Москвы вылилась в итоге в то, что лучше всего можно описать как «общие воды, разделенное дно». С помощью такой политики Россия хочет сохранить морское превосходство на Каспии, принимая, однако, более прагматичный подход в вопросе разведки нефти и газа.
Россия пытается восстановить свое влияние в регионе, поэтому заключение прагматичной сделки с Азербайджаном, Казахстаном и Туркменистаном - разумная дипломатия. Кроме того, при условии, что газопровод "Северный поток- 2" вскоре станет реальностью (осуществляя поставки российского газа непосредственно в Европу), Москва может быть спокойной относительно перспективы строительства Транскаспийского трубопровода.
Если будет достигнута договоренность, позволяющая строить трубопроводы, есть потенциал для изменения энергетического ландшафта Европы. Объем доказанных и вероятных ресурсов природного газа Каспийского региона составляет примерно 292 триллиона кубических футов. Так, Туркменистан занимает четвертое место в мире по величине разведанных газовых запасов. По мере совершенствования технологий в регионе, скорее всего, будет обнаружено еще больше ресурсов.
Если проект соглашения приобретет статус официальной политики, он будет согласован на саммите пяти прикаспийских государств в августе в Актау.